Уникальная программа реабилитации

Уникальная программа реабилитации центра Восстановление

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент наркомания и алкоголизм – распространенные проблемы в России, которые носят острый социальный характер и нуждаются в незамедлительном решении. Частые публикации в прессе, а также периодические выступления Директора ФСКН, министра здравоохранения, Премьер-министра РФ и более того Президента РФ, а так же представителей прочих политических и властных структур, подчеркивают необходимость консолидации усилий, с целью улучшить антинаркотическую ситуацию на разных уровнях, с учетом привлечения определенных организаций и общественных объединений, не глядя на их форму собственности. Наиболее важным направлением в борьбе с распространенностью наркомании и алкоголизма, безусловно считается, медико-социальная реабилитация больных данной категории.
В общем, специализированная поддержка зависимых людей в России в основном ограничивается проведением детоксикации, купированием психотических и абстинентных расстройств, также фармакотерапией, направленной на смягчение либо подавление проявлений патологического влечения к веществам психоактивного характера, аффективных и поведенческих, также соматических расстройств, что усугубились или появились во время прогрессирования заболевания.
Наименее развитым направлением, но обязательной частью работы с пациентами, считается их социальное и личностное восстановление, способное гарантировать полноценное функционирование в обществе.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Общие положения являются организационными и коррекционными правилами, а также принципами, актуальными в пределах текущей Программы, на протяжении периода реабилитации и восстановления. Они оправданы для структурирования реабилитационного процесса в целом, чтобы полностью его оптимизировать, попутно достигая предельно устойчивого результата.
Что предполагает реабилитация?
Основной целью реабилитации зависимых людей является полный и пожизненный отказ от веществ изменяющих сознание, которая достигается путём их ресоциализации, с учетом максимально полного восстановления (сохранения) индивидуальной и социальной ценности резидентов, их личного и общественного статуса. Реабилитация нужна для возобновления и развития нормативного индивидуального, и к тому же общественного статуса зависимого, с учетом раскрытия и поддержки его нравственных, умственных, творческих и психологических возможностей.
В любом из реабилитационных мероприятий, с учетом методов воздействия, ключевым моментом является апелляция к личности зависимого. При этом максимум внимания уделяется влиянию на биологические механизмы проблемы, еще на ее социальные последствия. Соответственно, реабилитация зависимых от алкоголя и наркотиков, токсичных препаратов, предполагает объединение биологических и психосоциальных влияний, разных мероприятий, способных повлиять на стороны жизнедеятельности человека, через его личность.

По каким принципам осуществляются реабилитационные мероприятия?

1) Принцип партнерства рассчитан на построение разных реабилитационно-восстановительных мероприятий так, дабы включить наиболее зависимого пациента в лечебно-восстановительный процесс, он должен быть задействован в восстановлении определенных функций, той же памяти либо внимания, а то и социальных связей, трудового, семейного характера, и так далее. При этом достаточно важно, чтобы во время реабилитации появилась доверительная атмосфера, все между собой сотрудничали, таким образом, сложатся положительные отношения между специалистами по реабилитации и прочим персоналом с одной стороны, а также пациентами, их родственниками и близким окружением — с другой стороны.
2) Принцип разносторонности усилий, определенных мероприятий и влияний, ради реализации программы реабилитации. Данный принцип рассчитан на полное осмысление реабилитации, как сложной процедуры. Поэтому важно, чтобы специалисты и резиденты объединили свои усилия, направленные на разные сферы «психоэмоционального функционирования» последних. Ценно видеть разницу между психологической, профессиональной, общественной и семейной сферой реабилитации, а также направлениями, связанными с воспитанием пациента, еще проведением его досуга, речь идет об искусстве, играх, определенных развлечениях, и так далее. Основой реабилитации оказывается перестройка нарушенных отношений, а параллельно с этим приспособление индивидуума к столь важным сторонам жизнедеятельности. Человек становится больным в обществе, соответственно, полностью восстанавливается и избавляется от проблемы также в нем. Личность формируется прямо в социальном общении, его аспекты крайне разносторонние, и не сводятся к социально-трудовому направлению, даже с учетом его колоссальной значимости. Отношение к себе и личным поступкам в целом, к своей проблеме и семье, родным, собственному и чужому престижу, полученному либо получаемому образованию, досугу, разнообразным ценностям, а также общей их коррекции – большой этап в ходе реабилитации.
3) Принцип единства психосоциальных и биологических методов влияния предполагает, что наркологические или любые иные проблемы связаны в развитии с определенными факторами:
• клинико-биологическими;
• личностными;
• влияния окружения.
По такой причине, реабилитация считается не просто социальной, но и клинической проблемой, поэтому для решения проблемы ценно осмыслить ее сущность психологически, физиологически и даже патофизиологически.
4) Принцип ступенчатости, то есть переходности прилагаемых усилий, разных воздействий и мероприятий. Он отражает важность дозировано применять реабилитационное влияние, а также прочие процессы, желательно с постепенным переходом от одного реабилитационного этапа к другому, с простой формы организации к более сложной. Суть не только в постепенных переходах от разного рода медицинских и психологических влияний, более того, досуговой работы к иным видам социальных мероприятий. Речь идет о слаженной системе дифференцированных, переходных режимов в пределах центра реабилитации, когда уровень воздействия полностью отвечает личностному психологическому, а еще социально-психологическому статусу пациента.

Каким образом создается терапевтическая среда?

Терапия средой рассчитана на применение терапевтического потенциала взаимодействия пациента с окружением. Под термином «среда» имеется в виду все, что находится вокруг зависимого в реабилитационном центре, к примеру, вещи и люди, события, процессы, и прочее, это неотъемлемый фактор реабилитации.
Терапевтическая среда, в более широком смысле, предполагает сочетание разного рода мероприятий, плюс влияний на реабилитируемого человека, важно:
• географическое расположение центра;
• внутренняя структура и комфорт центра;
• наличие режима «открытых дверей»;
• проведение спортивных мероприятий;
• общие развлечения;
• виды занятости, и так далее.

Общий комплекс лечебных и восстановительных программ, с учетом реабилитационных режимов, обычно рассматривается через концептуальную призму «терапевтической среды», она понимается, будто определенный характер направляемых взаимоотношений, что обычно складываются в пределах реабилитационного центра между пациентами, а еще с окружением, имеется в виду с персоналом, семьей, прочими резидентами.
Цель терапии средой очевидная, нужно, чтобы зависимый полностью адаптировал личные возможности, подчинился режиму, восстановил свой личный и социальный статус. Терапия средой оптимальна не просто для тех, кто проходит реабилитацию и ныне живет по полузакрытому режиму. Резиденты со свободным посещением, их родственники и близкое окружение, также окунаются в условия терапевтической среды, притом каждый раз, когда приходят в реабилитационный центр. Создание описываемой среды возможно, если уже сформировано терапевтическое сообщество.

Что нужно знать о терапевтическом сообществе?

В пределах текущей Программы задействуется интегративная модель терапевтического сообщества. В связи с тем, что резиденты во время лечения в центре реабилитации, пребывающие на разных этапах восстановительного процесса, нуждаются в определенных средовых характеристиках, интегративная модель дает возможность применять конкретные виды и степень терапевтических средовых влияний на группы реабилитируемых пациентов. Все это реально благодаря режимам, а еще дифференциации взаимодействий персонала и резидентов. Например, зависимые, что только начали прохождение программы реабилитации, со стороны терапевтической среды нуждаются в «контролирующем», а также «структурирующем» влиянии. А вот те, кто уже достаточно долго реабилитируется, приемлют функцию «поддержки», еще обеспечение «активного участия».
Обычно терапевтическое сообщество создается с учетом многих принципов. Главный из них в такой области, естественно, принцип партнерства, в этом контексте, он рассчитан на полный отход от классической субъектно-объектной, дихотомической модели взаимодействия между психологом и пациентом, либо здоровым и больным. Реализовать принцип партнерства доступно благодаря изменению стандартного мышления персонала, его традиционного взгляда на зависимых, и в результате, меняется даже стиль общения работников центра с резидентами. Предпосылкой оказывается односторонний профессиональный подход к зависимому, что делает его объектом прохождения диагностики и терапии, формирует эмоциональное общение с резидентом, основанное на взаимопонимании и принятии его, как полноценной личности. Каждое доминирование, не глядя на то, проявляется оно в авторитарном стиле руководства, либо в чрезмерной заботе, опеке и сочувствии, лучше исключить, ведь это стесняет самовыражение резидента, а также проявление им личной инициативы, с формами воспитательного влияния общества зависимых и персонала.

Для того чтобы сформировать правильное отношение к резидентам, не считая дидактических и образовательных семинаров, с персоналом проводят индивидуальные тренинги, с целью выработать эмотивно-поведенческое отношение к зависимым:
• нужно принять личность резидента и не оценивать его. Таким образом, персонал мирится с проблемами и заблуждениями пациента, освобождая его от защитного поведения, помогая раскрыться в дальнейшем. Более того, резидент поймет, что способен участвовать даже в непривычных для него отношениях. Понятно, что зависимых, в основном, сопровождают нарушенные отношения, тогда терапия становится для резидента прообразом потенциальных изменений;
• ценно присоединиться к резиденту, учитывая уровень продуктивного контакта. Это можно понимать, как формальный контакт, налаживание продуктивных отношений, близость и слияние. Присоединение до уровня такого контакта возможно за счет подстройки позы, движений, дыхания, речи, и прочего;
• важно структурировать беседу с зависимым, чтобы она имела терапевтический характер. В виде паттернов, которые организуют общение с резидентом, здесь актуально задавать открытые вопросы с целью подтолкнуть зависимого человека к свободному самовыражению, параллельно с этим повышая уровень ответственности за его выбор;
• актуально повторять сведения, полученные от резидента, чтобы сделать упор на терапевтический уклон;
• используется положительная коннотация симптома, таким образом, удастся акцентировать внимание на хороших сторонах имеющейся проблемы, попутно стимулируя поиск внутреннего ресурса зависимого человека;
• учитывается доступность персонала, еще ясность его интервенций. При каждой встрече с резидентом четко обозначается задача, таким образом, по окончанию беседы человек имеет полное представление о теме произошедшего разговора, использует мотив для будущих размышлений. Обычно для зависимого интерпретируются все манипуляции, приводящиеся в центре реабилитации, дабы в результате сформировалось впечатление о продуманной, индивидуально для резидента, а также о последовательной схеме организованного мероприятия. Клиент осмыслит, в какое время и кому может обратиться за поддержкой, задать вопрос или пожаловаться.

Ключевым моментом в реализации принципа партнерства считают достижение определенной согласованности между целями персонала и резидента. Важно, чтобы обе стороны понимали цели работы и способы их достижения коллективом, который вступает в терапевтические отношения с резидентами. Предпосылкой в таком организационном единообразии считается объединение персонала, который занимается конкретным резидентом, соответственно, появляется реабилитационная бригада. Работа специалистов, как реабилитационной бригады, однозначно приемлет важный принцип создания терапевтического сообщества, таким образом, в разы проще оказать реабилитационную помощь зависимым людям. Специализированная бригада, в пределах текущей Программы, состоит из психологов, представителей социальной сферы, консультантов-волонтеров из числа зависимых, что ныне пребывают в длительной ремиссии. Если есть необходимость, в бригаду привлекается врач-психиатр, а также психотерапевт, вдруг у резидента в диагнозе прописаны психические расстройства. При этом именно психолог становится стержнем, вокруг которого все объединяют личные усилия, проводя реабилитационные воздействия и мероприятия, только так деятельность терапевтического сообщества будет оправдана.

Целью работы реабилитационной бригады является комплексное выполнение ведущих блоков реабилитационной работы:
1) лечебно-диагностический блок рассчитан на мероприятия, а еще влияния, с учетом психокоррекционных методик, плюс психотерапии;
2) психологический блок подразумевает групповые и индивидуальные формы психологической диагностики, психообразовательное влияние, тренинги с зависимыми и их семьями;
3) социальный блок включает все этапы восстановления навыков нахождения в социуме для зависимых людей.

Какие задачи стоят перед членами реабилитационной команды?

Обязанности распределены таким образом:
• психолог дипломированный специалист, который планирует, организовывает и проводит занятия, вошедшие в психологический блок. Среди которых ведение малых психологических групп, семейные и индивидуальные консультации, занятия по арттерапии, сеансы релаксации. Так же лекции, образовательные групповые тренинги для зависимых людей и их близкого окружения. В обязанности так же входит формирование и контроль выполнения заданий для самостоятельной работы резидентов. Специалист обязательно контролирует планирование и более того, проведение мероприятий из всех блоков реабилитации. Он курирует все по плановому или внеплановому анализу, корректирует работу членов реабилитационной команды. Обязательно следит, чтобы были выдержаны все правила, установленные центром, в частности, касательно поведения, дневного распорядка, самообслуживания, и прочего.
• социальный работник (специалист по химической зависимости), это сертифицированный специалист, прошедший специализированный обучающий курс для работы с зависимыми людьми. Планирует, организовывает и проводит мероприятия социального блока реабилитационной работы. В обязанности входит первоначальные консультации, работа с мотивацией, направленной на выздоровление, помощь в подготовки самостоятельных заданий резидентов, знакомит и обучает навыкам социальных коммуникаций, проводит досуговые, развлекательные и трудовые мероприятия. Осуществляет помощь психологам, в контроле, за соблюдением резидентами правил, установленных в реабилитационном центре. При необходимости привлекается к осуществлению отдельных мероприятий профессиональных специалистов в какой-либо области знаний, навыков или технологий, а также, служителей культа различных религиозных конфессий.
• волонтёр это добровольный помощник, который своим опытом прохождения программы реабилитации мотивирует резидентов на прохождение полного курса реабилитации. Проводит плановые еженедельные занятия по физкультуре, организует и проводит спортивные мероприятия в рамках досугово-развлекательной работы. Основной функционал заключается в помощи проведения мероприятий центра другим специалистам.
• врач-нарколог — привлечённый медицинский эксперт производящий, медикаментозное вмешательство, плановый осмотр, как основного наркологического заболевания так и приобретённых. Определяет объём лечебно медицинской помощи для каждого резидента. Контролирует лечебно-диагностический блок. В случае необходимости так же привлекает к работе с зависимыми психотерапевта, психиатра, невролога и других специалистов медицинской направленности.

Не менее актуальным фактором для формирования терапевтического сообщества принято считать создание системы самоуправления, она предполагает в основе наличие самообслуживания резидентов, а также самостоятельную организацию ими быта, плюс внутренней коллективной жизни. Самоуправление помогает выполнять функции и правильно распределять роли, то есть кто-то будет дежурить в столовой, другой человек возьмет ответственность за организацию праздников, и так далее. Основным органом самоуправления считается общее собрание терапевтического сообщества. Кроме этого, плановые собрания – ежедневные. Самоуправление способно решать такие задачи:
1) принимать резидентов в терапевтическое сообщество;
2) обсуждать, а после устанавливать дневной распорядок;
3) организовывать и контролировать деятельность по самообслуживанию резидентов центра реабилитации. Предварительно назначаются ответственные лица, которые ежедневно планируют жизнь центра, то есть определяются дежурные по столовой, кто-то берет на себя уборку комнат, другие организовывают досуг, праздники, дни рождения и прочее;
4) анализировать бытовые и прочие аспекты функционирования сообщества, с учетом принятия решений по его оптимизации;
5) участвовать в решении конфликтов, образовавшихся между членами сообщества;
6) обсуждать дисциплинарные нарушения;
7) говорить о деталях реабилитационных мероприятий, вносить предложения по их оптимизации.

Параллельно с системой самоуправления в реабилитационном центре актуальна дисциплинарно-нормирующая система, что предполагает наличие свода правил поведения резидентов в центре, более того, систему дисциплинарных наказаний за нарушение правил. Сами правила поведения охватывают положения нормативного и запрещающего характера, к примеру, запрет на употребление психоактивных веществ, запрет на курение в не отведенных местах, необходимость посещения мероприятий реабилитации, соблюдение дневного распорядка, запрет на прямую агрессию к участникам сообщества, и так далее. Правила поведения, а также положения системы наказаний утверждены, периодически подвергаются модификации, но только решением общего собрания описываемого сообщества.

При создании терапевтической среды, а также терапевтического сообщества, основываются на ведущих принципах:
• принципе идентичности условий, все одинаково питаются и находятся в центре с учетом определенных правил, притом это касается, как резидентов, так и персонала;
• принципе реальности, важно адаптироваться к реабилитационной Программе, с учетом уровня личных знаний, предшествующего опыта, образования, возможного восприятия, это все отражает связь с резидентом;
• принципе индивидуализации, что дает возможность резидентам получать ответы на личные вопросы, а еще на инструкции согласно индивидуальному прогрессу в знаниях;
• принципе полноты обучения, речь идет о соответствии между целями программы плюс итоговым результатом.
• принципе обратной связи, что помогает персоналу и резиденту определить, насколько последнему удалось освоить материал, и каков его прогресс;
• принципе привлечения к реабилитации членов семьи пациента. Это важно с учетом социальной, а порой и психологической зависимости резидента от родственников и близкого окружения.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

Организационные нюансы основной Программы реабилитации.
Текущая Программа выглядит, как социально-психологическая модель реабилитации, более того, ресоциализация зависимых. При ее осуществлении задействованы элементы иных групповых программ самопомощи, к примеру, «Day-Top», «12 шагов» и «Ладья», но отсутствуют реабилитационные аспекты из разнообразных религиозных воззрений. Нахождение в реабилитационном центре осуществляется стационарно и амбулаторно, первая форма рассчитана на круглосуточное пребывание на территории центра, соответственно ГОСТу 54990-2012. Естественно, количество мест в центре реабилитации ограничено, само штатное расписание формируется за счет текущей Программы, обязательно утверждается вышестоящим руководством.

Для реализации принципа ступенчатости прилагаемых усилий, у резидентов, что проходят Программу, установлен один из нижеописанных режимов:
1) адаптационный период, что предполагает дифференцированное наблюдение. Он актуален для резидентов, которые недавно поступили в отделение, имеют проблемы с психикой и поведением, патологическим влечением к ПАВ. Еще для людей с минимальной мотивацией к лечению, острой либо декомпенсированной соматической патологией, которые нуждаются в активной терапии, но им не требуется госпитализация в профильном стационаре. То есть, за резидентами постоянно присматривает персонал, попутно контролируя их психическое и физическое состояние, общее поведение, приверженность к мероприятиям реабилитационной программы. Из центра запрещено выходить без сопровождения, каждый день описывается статус и поведение зависимых людей. Длительность этого периода, при благоприятных условиях протекания, составляет один месяц.
2) стационарный режим считается активирующим, он устанавливается для тех, кто пребывает в центре более одного месяца, для резидентов с высокой мотивацией на лечение, отменной приверженностью к выполнению назначений, рекомендаций персонала центра. Рекомендован режим тем, кто имеет стабильное психическое и физическое состояние, получает поддерживающую терапию, с учетом отсутствия выраженных проблем с психикой, а также поведением, включая актуализацию патологической тяги к ПАВ. Режим рассчитан на дифференцированный контроль над зависимым человеком со стороны персонала, он может выходить из центра самостоятельно, либо в сопровождении родственников. Длительность этого периода, при благоприятных условиях протекания, составляет от четырёх до шести месяцев.
3) амбулаторный режим – это частичное нахождение в центре, устанавливается для тех, кто нуждается в посещении определенных мероприятий по реабилитации соответственно индивидуальному плану. Вариант частичного нахождения в центре оптимален для резидентов, которым не нужно круглосуточное лечение. Режим частичного пребывания охватывает идентичные критерии, что и для стационарного режима, но кроме этого, нахождение за пределами реабилитационного центра в вечернее и ночное время. Любое решение относительно установления либо смены режима для конкретного резидента, принимают сообща члены реабилитационной бригады.

На всех резидентов, которые пребывают в стационаре или проходят лечение амбулаторно, заводится карта наблюдения по утвержденной форме. В ней отражается важная информация относительно корректировок, диагностик и прохождения реабилитации в целом. Обязательно есть результаты относительно психологического состояния, можно просмотреть динамику улучшений или ухудшений состояния резидента. Во время осуществления Программы реабилитации для зависимых людей устанавливают правила нахождения в центре, плюс дневной распорядок. Именно он выстраивается соответственно принципам постоянной занятости пациентов в режиме реабилитационной программы. Обычно распорядок составляют так, дабы у резидентов оставалось минимум свободного времени, все оно поглощено разными мероприятиями по реабилитации. Каждая процедура носит психотерапевтический, психологический, досуговый характер, и так далее. Мероприятия между собой чередуются, чтобы исключить монотонные нагрузки на группу.

Особенности психокоррекционных мероприятий

У каждого резидента наличие химической зависимости предполагает несовершенство, развитие механизмов его адаптации на патологическом уровне, непосредственно к условиям среды. Если убрать патогенетический фактор прогрессирования зависимости, понятно, что причиной ее появления являются интрапсихические процессы, что влекут за собой некий срыв простых адаптационных механизмов, которые появились в результате зависимости от психоактивного вещества. Соответственно, дабы достичь поставленной цели процесса реабилитации, не обойтись без глубинной перестройки личности больного, таким образом, у него восстановятся либо сформируются новые паттерны поведения, а еще эффективные механизмы адаптации, которые исключат место для употребления психоактивных веществ. Ведущим терапевтическим подходом, что дает шанс осуществить такого рода перестройку, следует считать психокоррекцию, притом, как психологическую, так и психотерапевтическую. Она предполагает терапевтическое воздействие в комплексе за счет психических средств на психику зависимого, чтобы устранить болезненные симптомы и поменять отношение к себе в целом, личному состоянию и окружению. По такой причине, прихокоррекционные влияния следует считать стержневыми в ходе реабилитации пациента. Иные мероприятия социально-психологического характера являются неким дополнением к психокоррекционному процессу, играют роль стимулятора либо катализатора для предельно быстрого осуществления изменений резидента, опосредованных психокоррекцией.

В пределах текущей Программы, ведущим подходом принято считать своеобразную интегративную психокоррекционную модель и личностно-ориентированную психотерапию, ее иногда называют реконструктивной. Основная суть психокоррекционного подхода, с учетом конкретных задач, поставленных перед определенным этапом реабилитации, предполагает применение приемов воздействия на познавательные и поведенческие, еще эмоциональные стереотипы патологического реагирования резидента.
По методологии интегративная психокоррекционная модель может быть выражена с учетом задействования перечня психокоррекционных методик:
• когнитивно-поведенческой терапии;
• оптимальной психотерапии;
• гештальт-терапии;
• клиент-центрированной терапии;
• психодрамы;
• трансактного анализа;
• телесно-ориентированной терапии;
• группового анализа.

Другим принципиальным подходом в осуществлении мероприятий психокоррекционного характера, актуальных в реализации описываемой Программы, можно считать континуальную терапию зависимого человека от психоактивных веществ. Такой метод предполагает особую континуальную организацию психокоррекции, проводится терапевтический марафон, применяются оригинальные процессуально-ориентированные коррекционные приемы. Еще принципиально отбираются зависимые резиденты, чтобы собрать группу, у них должно быть наличие функциональных образований в личностной структуре, а именно ненормативного и нормативного «Я». Психокоррекционный курс выстраивается так, что после того, как представители группы выделят у себя, затем охарактеризуют ненормативное и нормативное «Я», будущая коллективная работа будет сосредоточена на минимизации ненормативного «Я» и оптимизации нормативного «Я», с учетом структуры личности. Более того, в ходе коррекции пациенты обучаются контролю ненормативного «Я» с позиции нормативного «Я».

Что касается основной формы психокоррекционной работы с резидентами, обычно оправданы групповые занятия. Данные группы рациональны для зависимых людей, что пребывают на стационаре и находятся в центре каждый день. Частота посещений занятий коррекционной группы амбулаторными резидентами определяется на совете реабилитационной бригады, с учетом индивидуального плана лечения человека. Численность групп обычно 8-9 резидентов, все мероприятия открытые. То есть, при проведении тренингов, в группу могут включаться другие зависимые. Дабы облегчить вхождение новых резидентов в психокоррекционный состав, предварительно с ними проводят 3 занятия для адаптации. Во время них резиденты запоминают правила работы в группе, обучаются актуализации и вербализации личных чувств, стараются осознать нормативное и ненормативное «Я». Индивидуальная коррекция выступает вспомогательной формой психокоррекционной работы. Что касается сеансов индивидуальной психокоррекции, их проводят по предварительно сложенному плану для каждого из резидентов, необходимость организации определяется в ходе осуществления комплекса разных мероприятий членами реабилитационной команды.

Если речь идет о семейной терапии, чаще всего, применяется наиболее актуальный подход – системная семейная психотерапия. Она охватывает разные виды психологического влияния на семью, будто открытую живую систему, с целью оптимизировать ее функционирование. Семейная терапия по системе сориентирована на семью, как на группу взаимосвязанных индивидов, где частичная проблема кого-то из представителей семьи рассматривается с точки зрения общения и взаимовлияния друг на друга. Суть в том, что определенные изменения в одном из членов семьи всегда вызывают реакцию тех, что порой поддерживают изменения, но зачастую пробуют вернуть все к исходному варианту. Данный подход оптимален потому, что парадоксальными последствиями удачной индивидуальной терапии могут оказаться резкие ухудшения отношений между супругами, появление хлопот и заболеваний у иных членов семьи. Это важно, с учетом максимального присутствия проблемы созависимости у родных и близкого окружения наркологических больных. Семейная терапия проводится исключительно по индивидуальному плану для любого из резидентов, с учетом занятости, а также возможности участия в ходе реабилитации членов семьи пациента. В пределах данных мероприятий, каждую неделю, в составе реабилитационной бригады проводится анализ групповой динамики, обсуждаются ее особенности, учитываются индивидуальные результаты и перемены у каждого резидента.

Особенности психологических и социальных мероприятий

В ходе реальной реабилитации зависимых людей от психоактивных веществ практически невозможно провести четкую черту между психологической и социальной работой. Дело в том, что психологическая сторона способна апеллировать именно к сохранным, продуктивным частям личности резидента, а вот социальная сторона влияния имеет цель – восстановить полноценные социальные поведенческие паттерны, социальные связи, отношения зависимого. У мероприятий разные задачи, они не способны решаться с учетом применения исключительно психологических либо социальных методов.
Ведущей целью мероприятия психологического и социального характера является построение социопсихологической модели включения резидентов в реальность, на новых, даже позитивно модифицированных основаниях, то есть в жизнь семьи, микро- и макросоциальные структуры. С учетом того, что сказано ранее, мероприятия отвечают за конкретные задачи, считаются органичным дополнением к психокоррекционным влияниям. Они будто приближают для резидентов определенные аспекты их психической, более того, функциональной адаптации, дополняя и делая предельно разнообразным опыт перемен, осознания и формирования актуальных поведенческих и прочих паттернов, полученных в ходе психокоррекции.
По сути, задачи мероприятий с одной стороны, рассчитаны на диагностику личности зависимого, его полную адаптацию возможностей и стратегий совладать с проблемой, стереотипами поведения, более того, обстоятельствами социального функционирования, а еще социального бытия резидентов. С другой стороны, нужно сформировать новые продуктивные паттерны поведения, в разных сферах жизни, найти и привлечь внутренние ресурсы для формирования крайне эффективных адаптационных механизмов, создать устойчивые социально-позитивные связи, в результате чего повысится качество жизни без употребления ПАВ.

Диагностические задачи обычно реализуют благодаря проведению разных бесед с резидентами и их семьями, а еще с помощью организации психологических и экспериментальных исследований, оптимальных для изучения интересных аспектов психического и социального функционирования. Коррекционные задачи доступно выполнять благодаря реализации 3-х ведущих типов мероприятий:
1) психообразовательных мероприятий, что реализуются в виде тематических занятий для резидентов, их родственников. Тематика в группах способна касаться разных областей, тех же механизмов развития зависимости от ПАВ, проблем созависимости, анализа семейных и межличностных, групповых отношений, и так далее;
2) психологические мероприятия проводят тренинги, носящие психологический и социально-психологический характер, речь идет о тренингах межличностной коммуникации, о работе с эмоциями, целеполагании, самоконтроле и релаксации, эмоциональном реагировании, моделировании семейных отношений и прочем;
3) мероприятия, развивающие когнитивный потенциал, эмоциональные и эстетические аспекты личности. В таком случае задействуется терапия музыкой, арттерапия, танцы, трудотерапия, просмотры кинолент с предполагаемым обсуждением и дискуссиями, разговор о новостях, прочтение книг, впечатления от посещений уникальных мест, и другое.

Когда у резидента есть желание, можно провести исключительно социальные мероприятия в виде лекции либо консультации по юридическим вопросам, профориентации, и так далее. Достаточно часто применяется именно групповая форма работы. Если имеется необходимость, перечисленные мероприятия проводят в виде индивидуальных или семейных тренингов, консультаций, бесед. Более того, формируются задания для самостоятельной работы резидентов. Планирование, после этого — реализация, а еще контроль проведения психологических и социальных мероприятий возлагается на психологов, специалистов по социальной работе. В принципе, они могут привлекать коллег из иных областей знаний, информации и навыков, а также членов реабилитационной бригады. Планирование осуществляется на 1-1,5 месяца с учетом того, дабы на протяжении этого периода исключить повторение тем проводимых тренингов.

Особенности лечебно-диагностических мероприятий

Главной целью данных мероприятий можно считать устранение патологических проявлений определенной проблемы, плюс восстановление психического и физического состояния больного.
Среди главных задач следует выделить:
1) диагностику основного наркологического заболевания, при этом уточняются особенности его развития, клинические проявления зависимости у определенного резидента;
2) диагностику наличия коморбидных психических расстройств, возможных органических заболеваний головного мозга;
3) диагностику наличия соматических сопутствующий патологий, их выдержанности, плюс клинических показателей;
4) оценку результатов диагностики, лабораторных исследований и инструментальных обследований;
5) психотерапию психических, а также поведенческих проблем позднего, плюс отдаленного постабстинентного периода, с учетом проявления влечения к ПАВ на патологическом уровне;
6) восстановление физического статуса резидента, имеется в виду прохождение физиотерапевтических процедур, посещение йоги, физкультуры, лечебных дыхательных занятий, и прочего. Обозначенные мероприятия организуют и воплощают в реальность опытные специалисты – психиатры-наркологи.

Что касается психокоррекционного и психологического, а еще социального блока, их курируют специалисты узкого профиля из центра реабилитации. Мероприятия медицинского блока и психотерапевтические тренинги осуществляются при наличии договора между реабилитационным центром, и специализированным медицинским учреждением, которое располагает лицензией на право осуществления медицинской деятельности по психиатрии и наркологии, психотерапии, и так далее, за счет возможностей специалистов данного учреждения, непосредственно на его территории.

Особенности досуговых и развлекательных мероприятий.
Такие мероприятия, пусть и относятся к досуговым, а также развлекательным, в целом имеют формы, что оказывают терапевтическое влияние в пределах реализации реабилитационного процесса. Речь идет о ежедневных прогулках, ролевых играх, кино и театрализованных представлений, организации выездов на природу, дней рождений членов терапевтического сообщества, разных торжеств, и прочего.
В целом, данные мероприятия относятся к разряду психологических или социальных, порой входят в число действ, способствующих организации плюс консолидации терапевтического сообщества. Все главные функции планирования и реализации мероприятий развлекательного и досугового характера берут на себя члены сообщества. Контролирует их поведение только психолог, а также специалист по социальной работе.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Правила участия и исключения из Программы.
Среди основополагающих принципов включения резидентов в текущую Программу, считают добровольность, а также отказ от разнообразных психоактивных веществ.
Участниками Программы могут стать резиденты:
• у которых имеется диагноз «алкоголизм», «наркомания», «токсикомания» или «игромания», при этом они должны подписать согласие на лечение, а также госпитализацию в центре реабилитации;
• те, что не имеют проблем с психикой в фазе обострения, а также у них не ярко выражена патология личности в стадии декомпенсации;
• те, что не располагают острыми соматическими заболеваниями, хроническими проблемами в стадии декомпенсации;
• те, что полностью прошли восстановление благодаря лечебным мероприятиям, и теперь не имеют симптомов абстиненции, плюс выраженных проблем с психикой на раннем постабстинентном этапе.
Программа исключает резидентов, которые:
• отозвали информированное согласие на лечение в связи с причинами, не связанными с кратковременной актуализацией патологического влечения к ПАВ;
• имеют развитие острого либо обостренного хронического, психического, либо соматического заболевания, нуждающегося в активной терапии, с учетом нахождения в специализированном стационаре.

Адаптация во время реабилитации
Адаптация такого плана проводится в стационаре или амбулаторно, для тех, у кого высокий уровень реабилитационного потенциала.
Среди основных задач этапа следует выделить:
• приспособление резидента к предложенным условиям, более того, к распорядку дня в центре реабилитации;
• повышение мотивации к отказу от употребления ПАВ, а также к будущей реабилитации;
• профилактику раннего срыва употребления ПАВ.
Соответственно, проводится:
• обследование, затем диагностика;
• оценивается реабилитационный потенциал резидента;
• экспериментально-психологическое исследование личности, разных когнитивных функций, мышления, учитывается копинг-поведение с психологической точки зрения, особенности отношений в семье, качество жизни;
• лабораторное исследование, нужно сдать кровь и мочу, будет проведено биохимическое исследование крови;
• физикальное обследование, диагностируется наличие соматических и психических проблем;
• фармакологическая коррекция проблем постабстинентного периода;
• мероприятия психокоррекционного и психообразовательного характера, важные для формирования нормальной внутренней картины зависимости, повышения мотивации на будущую реабилитацию резидента, психообразовательные мероприятия по механизмам развития проблемы, созависимости с родственниками резидента;
• профилактические мероприятия, исключающие рецидивы, а также раннее возобновление употребления ПАВ;
• терапия определенных психических и соматических проблем.

Насколько сложный интеграционный этап реабилитации?
Он проводится только амбулаторно или стационарно, в первом случае речь идет о пациентах, у которых высокий или средний уровень реабилитационного потенциала.
Среди задач этапа можно выделить:
• интеграцию зависимого в программу реабилитации;
• формирование четких групп резидентов, которые объединяются за счет общих интересов, способных положительно сказаться на каждом из зависимых людей;
• мобилизацию внутреннего потенциала пациента, с целью создать основу внутрипсихических изменений, которые дадут шанс обойтись без употребления ПАВ;
• создание предпосылок для образования устойчивых связей в социуме, навыков и изменений в системе семейных отношений;
• профилактику возобновления употребления ПАВ.
На описываемом этапе, чаще всего, проводят:
• наблюдение и контроль состояния зависимости, притом, как физического, так и психологического характера;
• комплекс психокоррекционных, социальных и психологических мероприятий, актуальных для осознания внутренних причин, плюс механизмов зависимости. Таким образом, удастся изучить методы контроля и релаксации, начать создавать продуктивные межличностные и групповые отношения, социальные связи, взяв на себя определенную роль. Семейная терапия в таком случае помогает корректировать микросоциальные отношения;
• биологическое воздействие, чтобы восстановить физический статус пациента, проводятся занятия физкультурой, витаминизация, и прочее;
• противорецидивные мероприятия профилактического характера, чтобы исключить возобновление употребления ПАВ;
• терапию сопутствующих психических и соматических заболеваний.

Стабилизированное состояние во время реабилитации
Стабилизация возможна на стационаре или амбулаторно, в зависимости от уровня реабилитационного потенциала человека.
Этот этап также предполагает ряд задач:
• восстановление, а после стабилизацию физического, плюс психологического состояния резидента;
• достижение четких позитивных перемен на подсознательном уровне, таким образом, формируются актуальные адаптивные стратегии;
• восстановление, формирование и коррекцию нормативных качеств резидента, личного и социального типа, возвращая его в семью и общество в целом.
На таком этапе оптимально:
• поддерживать присутствие резидента в программе реабилитации;
• контролировать его психологическое и физическое состояние, притом, как в реабилитационном центре, так и за счет телефонных опросов зависимого, более того, и его родственников;
• предложить перечень психокоррекционных, социальных и психологических мероприятий, которые помогут сформировать и закрепить позитивные перемены внутрипсихического функционирования, социального реагирования, поведения. Соответственно, человек сумеет сформировать цели в жизни, наладить связи в социуме, построить отношения личного характера. Обычно внимание акцентируется именно на поддерживающих психокоррекционных, а еще предельно эффективных социально-психологических воздействиях;
• задействовать неспецифическую фармакотерапию по восстановлению сниженных когнитивных функций, таким образом, увеличится уровень толерантности к физическим, а также психологическим нагрузкам;
• проводить противорецидивные профилактические тренинги, чтобы резидент не возобновил употребление ПАВ.